Поиск по этому блогу

вторник, 29 апреля 2008 г.

Семь осей восприятия научного текста

 

Скорректированный ортогональный базис:

       1. Контекстность (ассоциативность и мнемоничность).
       2. Системность (концептивность и категорийность).
       3. Логичность (формализованность и диалектичность).
       4. Методологичность (дидактичность и прозрачность).
       5. Прагматичность (полезность и эффективность).
       6. Коммуникативность (интерсубъективность и интрасубъективность).
       7. Креативность (новизна и преемственность).


Рефлексия над базисом:

1. Базис содержит, как и учит психология, семь одновременно ассоциируемых идей. Мнемоничность задана привязкой к цифровой нумерации.

2. Концептивность: предложена концепция уплотнения информации и её извлечения из текста согласно ортогональному базису, содержащему конкретные параметры. Как видно, используется минимальный (варьируемый) набор категорий смежных дисциплин: психологии, философии, логики, методологии и теории коммуникации.

3. Формализация здесь представлена в виде дерева (ортогональный базис) с семь ветвями ( Контекстность, Системность, Логичность, Методологичность, Прагматичность, Коммуникативность, Креативность). Диалектичность выражается в установке на развитие данного базиса, трансформации структуры, расширение категориального состава, cовершенствование в интерсубъективном и интрасубъективном взаимодействии.

78,52 КБ

© Грачёв М.П. MindMaps-4.1. Ортобазис коммуникативного акта (ред. 10.05.2008)
.

4. Дидактичность: базис претендует на роль некоей таблицы умножения. Прозрачность: надеюсь все использованные термины понятны, система компактна и её назначение вполне ясное.

5. Коль скоро базис претендует на роль своеобразной таблицы уможения, то ожидается и соответствующая польза. Эффективность может быть установлена в процессе использования.

6. Базис обсуждается мною и Вами и, тем самым включен в межличностную коммуникацию.

7. Такая компоновка базиса является новой. Вместе с тем, она основана на традиционных идеях системности, логичности, ассоциативности и коммуникативности.


Субъект мышления (рассуждения, оценивания, вопрошения, воления) ориентирован на внешний мир, на участников коммуникативного взаимодействия и на себя. Естественно, что он стремится решить свои задачи наиболее компактными, экономными, оптимальными средствами. Искомый концептуальный продукт (варианты) воплощается в некоем эталоне (ортогональный базис оценок, критериев, принципов), который призван служить руководством последующего взаимодействия с упомянутыми агентами внутреннего и внешнего мира.

Полагаю, что нацеленность концепции на решение проблем, не вступает в противоречие с требованием доступности, прозрачности этого решения для других. Отсюда предпочтительность надлежащего внешнего оформления и внедренности в базы данных. Бывает, что генератор концептуального решения заблуждается относительно действительной ценности своего решения, переоценивает его. Хотя, возможно лучше переоценить, чем недооценить.

 

Комментариев нет: