I. Обыденное представление о противоречиях
1. В обыденном словоупотреблении «противоречием» называют столкновение отрицающих друг друга и потому несовместимых определений одного и того же предмета.
2. В ф. логике логическое противоречие - это противоречие высказываний. Аристотель: «Назовем противоречием тот случай, когда утверждение и отрицание противостоят друг другу».
3. Противоречий нет в самой реальной действительности, соответственно, не должно быть и в рассуждающем мышлении. Где противоречие - там ошибка рассуждения.
4. Вместе с тем, если нечто утверждать и отрицать одновременно, то теряется всякая определенность в рассуждении.
5. Если люди и противоречат друг другу, то это противоречие мнений, а не суждений.
II. О диалектическом противоречии «в одном отношении»
6. Диалектические противоречия - те же, что и логические.
7. Когда мы утверждаем тождество противоположных определений, их внутреннее единство, то тем самым высказываем противоречие, ибо противоположности, по определению, исключают друг друга и друг с другом не совместимы. «Если вещи присуща противоположность, — пишет Энгельс, — то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли».
8. Разрешить философский спор о противоречии можно лишь при условии признания, что речь идет не о разных вещах, а об одном и том же.
9. Неверно было бы приписывать Гегелю употребление слова «противоречие» в каком-то «другом смысле», отличном от ф.-логического.
III. О диалектическом противоречии «в разных отношениях»
10. А. Шафф придерживается двоякого подхода к противоречию: «Мы признаем противоречия, — но мы признаем и закон исключенного противоречия. Это звучит парадоксально, но это только видимость, так как мы применяем слово «противоречие» дважды, но каждый раз в различном значении».
11. Отсюда, по Шаффу, нет спора диалектической логики с традиционной формальной логикой. Диалектическая логика - не логика, поскольку имеет ввиду совсем другое противоречие.
12. А. Шафф разводит д. противоречие и логическое противоречие в разные углы, снимая тем самым противоречие противоречий посредством формально-логического решения.
13. Логическим оказывается противоречие, ничего не отражающее, а противоречие высказываний, отражающее реальное противоречие, перестает быть «логическим».
IV. Следствие формально-логического подхода
14. Требование дисциплинизации мышления в логике есть хорошая основа идей построения тоталитарного общества и установления авторитарного режима на принципах единомыслия.
15. Нормы формальной логики нарушаются в реальном мышлении.
16. Противоречие разрушает целостность (единство) знания, так как одно утверждение оказывается фактически несовместимым с другим и вместо согласования получается взаимное исключение.
17. По Гегелю противоречие, хотя и разрушает, но противоречием дело не кончается.
18. Критику запрета противоречия в диалектике нельзя понимать как призыв к алогизму, хотя именно на это намекает Карл Раймунд Поппер (1902-1994), когда предъявляет претензии диалектической логике в своей лекции "Что такое диалектика?".
19. Здесь проходит рубеж между диалектической логикой, ориентированной на конструктивное развитие мысли, и софистикой, сеющей двоемыслие по Джоржу Оруэллу (1903-1950). Двоемыслие - это гремучая смесь формальной логики и софистики.
V. Принцип диалектической логики
20. Принципом диалектической логики является признание противоречия движущей силой («душой») развития.
21. Позиция диалектики состоит не в том, чтобы «терпеть» противоречия, а в том, чтобы их разрешать.
22. Противоречия, исторически выявляемые в науке, носят объективный характер, суть выражение противоречий самой действительности.
23. Негативное отношение к противоречию в формальной логике сменяется позитивным отношением в логике диалектической.
24. Для традиционной логики всякое противоречие в рассуждениях случайно и всякое противоречие есть выражение «неправильности» мышления. Никаких д. противоречий она не признает и ничего о них не знает.
1. В обыденном словоупотреблении «противоречием» называют столкновение отрицающих друг друга и потому несовместимых определений одного и того же предмета.
2. В ф. логике логическое противоречие - это противоречие высказываний. Аристотель: «Назовем противоречием тот случай, когда утверждение и отрицание противостоят друг другу».
3. Противоречий нет в самой реальной действительности, соответственно, не должно быть и в рассуждающем мышлении. Где противоречие - там ошибка рассуждения.
4. Вместе с тем, если нечто утверждать и отрицать одновременно, то теряется всякая определенность в рассуждении.
5. Если люди и противоречат друг другу, то это противоречие мнений, а не суждений.
II. О диалектическом противоречии «в одном отношении»
6. Диалектические противоречия - те же, что и логические.
7. Когда мы утверждаем тождество противоположных определений, их внутреннее единство, то тем самым высказываем противоречие, ибо противоположности, по определению, исключают друг друга и друг с другом не совместимы. «Если вещи присуща противоположность, — пишет Энгельс, — то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли».
8. Разрешить философский спор о противоречии можно лишь при условии признания, что речь идет не о разных вещах, а об одном и том же.
9. Неверно было бы приписывать Гегелю употребление слова «противоречие» в каком-то «другом смысле», отличном от ф.-логического.
III. О диалектическом противоречии «в разных отношениях»
10. А. Шафф придерживается двоякого подхода к противоречию: «Мы признаем противоречия, — но мы признаем и закон исключенного противоречия. Это звучит парадоксально, но это только видимость, так как мы применяем слово «противоречие» дважды, но каждый раз в различном значении».
11. Отсюда, по Шаффу, нет спора диалектической логики с традиционной формальной логикой. Диалектическая логика - не логика, поскольку имеет ввиду совсем другое противоречие.
12. А. Шафф разводит д. противоречие и логическое противоречие в разные углы, снимая тем самым противоречие противоречий посредством формально-логического решения.
13. Логическим оказывается противоречие, ничего не отражающее, а противоречие высказываний, отражающее реальное противоречие, перестает быть «логическим».
IV. Следствие формально-логического подхода
14. Требование дисциплинизации мышления в логике есть хорошая основа идей построения тоталитарного общества и установления авторитарного режима на принципах единомыслия.
15. Нормы формальной логики нарушаются в реальном мышлении.
16. Противоречие разрушает целостность (единство) знания, так как одно утверждение оказывается фактически несовместимым с другим и вместо согласования получается взаимное исключение.
17. По Гегелю противоречие, хотя и разрушает, но противоречием дело не кончается.
18. Критику запрета противоречия в диалектике нельзя понимать как призыв к алогизму, хотя именно на это намекает Карл Раймунд Поппер (1902-1994), когда предъявляет претензии диалектической логике в своей лекции "Что такое диалектика?".
19. Здесь проходит рубеж между диалектической логикой, ориентированной на конструктивное развитие мысли, и софистикой, сеющей двоемыслие по Джоржу Оруэллу (1903-1950). Двоемыслие - это гремучая смесь формальной логики и софистики.
V. Принцип диалектической логики
20. Принципом диалектической логики является признание противоречия движущей силой («душой») развития.
21. Позиция диалектики состоит не в том, чтобы «терпеть» противоречия, а в том, чтобы их разрешать.
22. Противоречия, исторически выявляемые в науке, носят объективный характер, суть выражение противоречий самой действительности.
23. Негативное отношение к противоречию в формальной логике сменяется позитивным отношением в логике диалектической.
24. Для традиционной логики всякое противоречие в рассуждениях случайно и всякое противоречие есть выражение «неправильности» мышления. Никаких д. противоречий она не признает и ничего о них не знает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий