Поиск по этому блогу

воскресенье, 27 декабря 2009 г.

Гегелевский диалогизм по Хабермасу


(5) Гегель же размышляет над диалектикой Я и не-Я в границах интерсубъективности духа, где Я вступает в отношение с не-Я не как своей противоположностью, а как с другим Я.

Диалектика «Наукоучения» 1794 года (Фихте), отражавшая то, что Я просто устанавливает самое себя, была связана только с отношением единой рефлексии: как теория самосознания «Наукоучение» дает ответ на логические трудности любого отношения, в котором Я конституируется благодаря тому, что оно познает себя в нем как тождественное себе не-Я. Гегелевская диалектика самосознания выходит за рамки одномерного отношения рефлексии к двухмерному (дополнительному) отношению познающего себя индивида. Опыт самосознания не признается уже изначальным. Для Гегеля он происходит, скорее, из опыта интеракции, где Я рассматривает себя глазами другого субъекта. Осознание самого себя есть производного ограничения этой перспективы. Самосознание происходит только на основе взаимного признания, как отражение меня в сознании другого субъекта.

(К вопросу о преобладании элементов диалогизма или монологизма в диалектической логике Гегеля)

Комментариев нет: