Поиск по этому блогу

суббота, 2 января 2010 г.

Остатки старого понимания диалектической логики в начале XXI века


Применительно к формальной логике Игнатович пишет:

"Остатки старого понимания формальной логики как логики действительного мира, встречаются и во второй половине ХХ века, например, в таких утверждениях М. М. Розенталя, что законы формальной логики «имеют дело с неподвижными категориями» [513, с.48], что формальная логика «рассматривает явления в состоянии покоя, относительного постоянства, устойчивости вещей, отвлекаясь от их развития и изменения» [там же, с.50], что принцип абстрактного тождества «есть душа, основа этой логики» [там же].

Это не так. Законы формальной логики — это не законы действительного мира (в отличие от законов диалектической логики), а законы правильных рассуждений. Формальная логика не рассматривает явления, а рассматривает связь форм мышления (суждений, понятий) в ходе рассуждений" (Игнатович В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание. — Киев: Издательство «ЭКМО», 2007, С.173).

Вообще-то, равным образом, рассмотрение связи форм мышления (мысли) в рассуждениях является и предметом диалектической логики. Иначе, какая же это логика? Или диалектическая логика подменяет собой предметы конкретных наук, формулирующих законы действительного мира, скажем, физики, биологии, химии, политэкономии?

Вслед за формальной логикой, надлежит признать, что и диалектическая логика относится не к действительному миру, а мышлению о действительном мире. Разумеется, ещё желательно отойти от отождествления законов диалектики, которые распространяются на природу, общество и мышление, с законами диалектической логики которые могут касаться, как и в формальной логике, только узкой области мышления - рассуждений. Скажем, закону формальной логики 'запрещенного противоречия' в диалектической логике может быть сопоставлен закон 'разрешенного противоречия', а не закон единства и взаимодействия противоположностей.


Комментариев нет: