Поиск по этому блогу

понедельник, 19 мая 2008 г.

Принцип полисубъектности в диалектической логике


То содержание, которое обычно выдают за "диалектическую логику" - это или методология, или теория познания, или диалектика. Но никак не логика в классическом смысле. Свою логику Гегель не позиционирует как логику диалектическую. Это ему приписывают задним числом. К сожалению, за время после Гегеля диалектическая логика, по утверждению исследователей Tsunenobu Terasawa и Л.Г. Джахая, не приобрела удовлетворительного вида "системного текста". Те монографии, которые имеют в своем названии словосочетание "диалектическая логика" сообществом логиков всерьез не воспринимаются и не обсуждаются.

Исходя из положения о полисубъектности диалектической логики, скорее всего, её систематическое изложение будет строиться, хотя и по единому плану, но с тщательной проверкой каждого шага взаимно оппонирующими и дополняющими друг друга субъектами конструктивного изложения материала ДЛ. Во всяком случае, уже видно, что прежде всего подлежит обсуждению план системного текста ДЛ. Серия статей по диалектической логике весьма была бы кстати. После очерков Э.В. Ильенкова позитивных статей не наблюдалось, разве что ответ Т.И. Ойзермана на нападки по поводу диалектической логики В.И. Свинцова (Журнал "Общественные науки и современность", N 2. С. 99-109 (1995), N 5. С. 122-130 (1995)).

Чем характеризуется 'полисубъектность противоречия высказываний'? Тем, что каждый из участников дискуссии, считает именно свое высказывание истинным. Только при таком условии система "противо-речие высказываний" обретает смысл устойчивости взаимодействия взаимоисключающих высказываний (гипотетически истинных). В противном случае процесс разваливается, останавливается (например, оппонент признает истинность тезиса своего собеседника, истец признает встречный иск ответчика). Интерсубъективный диалог не составит труда перевести в интрасубъективное состояние. А противоречие тезиса и антитезиса представить в виде проблемы.

Комментариев нет: