Поиск по этому блогу

среда, 8 июля 2009 г.

Рассудочная диалектическая логика в эпоху Возрождения



Рассудочная диалектическая логика эпохи Возрождения опиралась как на предшествующую диалектику Средневековья, так и на античные образцы логических исследований. Как трактовали диалектику в эпоху Возрождения? В своем труде "Диалектика Цицерона" Адам Бурский пишет:

"Диалектика одна, она содержит всю науку относительно метода диспутирования"1.

Свои рассуждения относительно рассматриваемого предмета автор выстраивает в диалоговой форме персонифицируя противоречащие позиции. В основу автор кладет метод диспутирования, хотя признает, что изложение материала возможно и иным способом, а именно, в связанной речи ("Впрочем, иные предпочитают обсуждать вопросы в связанной речи, чем диалектическим способом").

От имени стоиков автор, обращаясь к перипатетикам, бросает им обвинение в том, что мол Аристотель "в своих логических сочинениях ничего не говорит о методе", да и у самих перипатетиков "существуют разнообразные и противоречащие друг другу взгляды как относительно природы, так и относительно числа методов". В тоже время, встав на защитительную позицию перипатетиков, автор задается вопросами:

"В самом деле? А что же он излагал во Второй аналитике, как не метод доказательства? Что он излагал Софистических опровержениях? Что он излагал в Топике, как не метод обсуждения, исходящий из правдоподобных посылок? Что он излагал в Софистических опровержениях, как не метод софистических ухищрений? Он приводит причины разногласий, возникающих не в следствие недостатков какой-либо доктрины, а из-за того, что каждый следует своему мнению"2.

Рассудочная диалектическая логика восстанавливает диспутативную структуру логического рассуждения, разрушенную формальной логикой. То есть наряду с истинностными формами суждений, статусом логической формы наделяются вопросы, оценки, императивы. В структуру логического рассуждения вводится помимо имеющихся элементов также в качестве логического элемента 'субъект рассуждений', осуществляя тем самым нестрогую формализацию.

Диалог создает возможность сопоставить противоположные позиции, обеспечивает всестороннее рассмотрение вопроса.

        * * *
Адам Бурский

(лат. Аdamus Bursius [ Adam Burski]) - польский ученый XVI-XVII вв.; получил образование во Львове и краковской академии; занимал в последней кафедру математики и философии; около 1600 г. был определен профессором красноречия в Замостской академии, основанной в 1595 Яном Замойским. По повелению короля Сигизмунда III, Бурский пересмотрел прежнее издание "Немецко-Саксонского права" и издал в 1602 г. новое под заглавием: "Juris p rovincialis quod speculum vulgo nuncupatur" . Из других его сочинений известны: Диалектика Цицерона ["Dialectica Ciceronis etc."] (Замостье, 1604), "Oratio funebris... Ioannis Zamoscii" (Замостье, 1605). Многие его произведения остались в рукописи в библиотеке Замойских в Варшаве и не изданы. † около 1627 г

_____________
1 Адам Бурский. Диалектика Цицерона // Польские мыслители эпохи Возрождения. - М. 1960. - C.193.
2 там же, С.194.

Комментариев нет: