Поиск по этому блогу

четверг, 8 января 2009 г.

логическая cтруктура понимания



kosilova: Понять – это двухместный предикатор, хотя может функционировать и как одноместный. Распространенность второго варианта не должна скрывать тот факт, что вообще-то это двухместный предикатор. А именно, понимать можно кого и что. Причем это не альтернативные варианты. Мы понимаем всегда кого и что одновременно".
1. Тогда уж, трёхместный предикатор: 'кого', 'о чём' и 'что'. О чём понимаете. Что понимаете. Кого понимаете.

А ещё лучше - четырёхместный предикатор (Кто понимает. Что понимает. О чём понимает. Кого понимает). Только у меня возникла такая гипотеза, что в действительности у Вас речь идет не о 'двухместном предикаторе', а о двухместном, простите за новояз, 'субъекаторе'. В самом деле. Классическая структура суждения:

   А: (s - p)    ,    где
       s - логический субъект;
       p - предикат.

Когда же на линию сравнения выводите понимание 'кого и что', то несомненно речь идет о 'логическом субъекте' указанной структуры высказывания. Этот-то логический "субъекатор s" (Кого или что понимаете) и представлен в Ваших рассуждениях как 'двухместный предикатор'.

2. У меня появилось ещё одно сомнение. Это относительно Вашей фразы: "Мы понимаем всегда кого и что одновременно". Если так ставить вопрос, то есть об 'одновременном понимании' ("Если мы читаем обезличенный текст, исчезает "кого", даже в том случае, когда у текста есть автор"). То правильнее этот феномен обозначить не 'Кого', а 'Кто'. И тогда у нас действительно речь пойдёт о случае одновременности:

   А: S (s - p)    ,    где
       S(прописное) - субъект высказывания (кто);
       s - логический субъект (кого или что-1* понимаем);
       p - предикат (что-2** понимаем).

Такая структура понимания согласуется с Вашим представлением, что у текста есть автор и что текст в отдельных случаях можно обезличить, но всегда высказывание, это чьё-то высказывание.

Различение что-1 и что-2 позволяет объяснить причину парадоксальности фразы "я знаю, что ничего не знаю". Если ничего не знаешь, то как можешь об этом знать? - Все просто: знаю "что-предмет", то есть о чём идет речь. Но не знаю "что-содержание" предмета.
__________
  *) 'что-1'  - предмет понимания (традиционно обозначают: 'о чём').
**) 'что-2'  - содержание понимания (традиционно обозначают: 'что').


Комментариев нет: