Речевое действие "Я лгу" является экспозитивом. Джон Остин пишет:
Предметом же лжения никак не будет само речевое действие, им может являться исключительно конкретное суждение. Следовательно "я лгу" - это не суждение, а высказывательная форма, куда можно подставить любое предложение с проверкой на его истинность. А так называемый парадокс "Лец" надлежит квалифицировать как софизм, ибо имеем дело с нарушением закона тождества.
Действительно ли нарушается закон тождества, если под нарушением понимать ситуацию, когда разные вещи называются одинаковым словом? Какие именно принципиальные вещи нарушаются экспозитивом "я лгу", если этот экспозитив рассматривать в контексте логической системы.
Высказывательная форма может быть трансформирована в вопросительную или императивную форму, сохраняя свою якобы парадоксальность. Например, лгу ли я, задаваясь вопросом: "Лгу ли я?". Ведь ни у кого даже мысли такой не возникнет оценить вопрос как истинный или ложный. Да, этого и в принципе сделать нельзя, поскольку вопрос есть неистинностная форма.
В "Лжеце" дважды нарушают закон тождества:
- когда cловом "лгу" называют разные вещи: 'суждение' и 'oценку', а в результате появляется лишнее истинностное значение "ложно".
2 комментария:
Высказывание "Я всегда лгу" не имеет вышеуказанных недостатков.
- [Высказывание "Я всегда лгу" не имеет вышеуказанных недостатков].
Что изменилось? Высказывание "Я всегда лгу" перестало быть оценкой или перестало быть суждением? Если "всегда лжет", то солгал и на сей раз? В таком случае, какая, по-вашему, истинностная оценка должна быть присвоена высказыванию "Я всегда лгу"? 'Истинно' или 'ложно'?
Отправить комментарий