Поиск по этому блогу

среда, 11 июня 2008 г.

Экспозитив "Я лгу"


Речевое действие "Я лгу" является экспозитивом. Джон Остин пишет:"Пятые, экспозитивы, трудны для определения. Они олицетворяют то, какое место занимает наше употребление в ходе дискуссии или беседы, как мы используем слова, в общем они - представляют (are expository). Примеры: "я отвечаю", "я доказываю", "я признаю", "я иллюстрирую", "я допускаю", "я постулирую" " (Джон Остин. Избранное. М. 1999, с. 126).Человек произносит: "я отвечаю", - имея ввиду свой конкретный ответ. Сюда же вписывается и "я лгу". Однако, с точки зрения речевого действия, сказать "Я лгу" - это ещё "ничего не сказать". Поскольку не указан предмет лжения, а дано лишь его "представление-экспозитив".

Предметом же лжения никак не будет само речевое действие, им может являться исключительно конкретное суждение. Следовательно "я лгу" - это не суждение, а высказывательная форма, куда можно подставить любое предложение с проверкой на его истинность. А так называемый парадокс "Лец" надлежит квалифицировать как софизм, ибо имеем дело с нарушением закона тождества.

Действительно ли нарушается закон тождества, если под нарушением понимать ситуацию, когда разные вещи называются одинаковым словом? Какие именно принципиальные вещи нарушаются экспозитивом "я лгу", если этот экспозитив рассматривать в контексте логической системы.

Высказывательная форма может быть трансформирована в вопросительную или императивную форму, сохраняя свою якобы парадоксальность. Например, лгу ли я, задаваясь вопросом: "Лгу ли я?". Ведь ни у кого даже мысли такой не возникнет оценить вопрос как истинный или ложный. Да, этого и в принципе сделать нельзя, поскольку вопрос есть неистинностная форма.

       В "Лжеце" дважды нарушают закон тождества:- когда 'простое суждение' подменяют 'высказывательной формой' ("распарадоксализация через указание на то, что его структура - это псевдовысказывание", (с) gaspariann);

- когда cловом "лгу" называют разные вещи: 'суждение' и 'oценку', а в результате появляется лишнее истинностное значение "ложно".

2 комментария:

J.F. комментирует...

Высказывание "Я всегда лгу" не имеет вышеуказанных недостатков.

Михаил Грачёв комментирует...

- [Высказывание "Я всегда лгу" не имеет вышеуказанных недостатков].

Что изменилось? Высказывание "Я всегда лгу" перестало быть оценкой или перестало быть суждением? Если "всегда лжет", то солгал и на сей раз? В таком случае, какая, по-вашему, истинностная оценка должна быть присвоена высказыванию "Я всегда лгу"? 'Истинно' или 'ложно'?