Поиск по этому блогу

четверг, 29 апреля 2010 г.

Противопоставление суждения оценке


1. Оценка и суждение - две самостоятельные формы мысли, поэтому они в логическом отношении исключают друг друга.

1.1. Подмена в рассуждении оценки суждением, а суждения оценкой означает нарушение закона тождества и ведёт к логическому парадоксу, то есть к тому самому созданию трудностей, которые затем приходится 'героически' преодолевать.

1.2. Классическим примером такой трудности на почве подмены суждения оценкой (и наоборот, подмены оценки суждением) является парадокс Лжеца ("Лгу"). В парадоксе как бы из ничего возникает вторая оценка "ложно". В результате, предложение оказывается истинным. Следуя А.С.Хоцей, можно было бы сказать, что античные мыслители "путались" в суждении и оценке.

2. Первый признак, по которому разделяют оценки и суждения - это истинностные значения 'истинно' и 'ложно'. Суждения связаны именно этими истинностными значениями, а оценки их не имеют. Поэтому будет правильно (условно правильно, поскольку в предложении не говорится, 'о чём лжем') задаться вопросом об истинности высказывания "Я лгу". Оно истинное или ложное в зависимости от того, что имеется ввиду в неозвученном контексте. Например, "Я лгу, что «Эйфелева башня в Лондоне»". В этом случае "Я лгу" будет истинным (если данное предложение рассматривать в качестве суждения). На самом деле, это никакое не суждение, а самая, что ни не есть - оценка. Поэтому (3):

3. Но ни в коем случае из суждения "Я лгу" самого по себе как суждения нельзя извлекать оценку "ложно", поскольку это и есть сама оценка. Это хорошо видно, если в предложении "Я лгу, что «Эйфелева башня в Лондоне»" заменить 'я лгу' на 'ложно'.


Комментариев нет: