Вводные замечания, без которых никак не обойтись:
1. Диалектическое (естественное) мышление, модель которого строит как формальная, так и диалектическая логика, - это и диалектическое познание (гносеология) и диалектическое рассуждение (собственно логика). Гносеология рассматривает категориальный строй разумного мышления (парные категории, триады, кварты и т.п.). Логика же в своем узком смысле включает формы рассудочной мысли, их структуру и связь мыслей в рассуждении, правила (законы) этой связи.
2. Существуют разные образы диалектической логики - от метафорических (по названию логика, а по существу метафора) до структурированных логико-подобных систем. В моем представлении, диалектическая логика - это прежде всего логика (логика развивающегося суждения).
3. Структура диалектической логики складывается, исходя из следующих минимальных соображений:
а) Прямая связь с формальной логикой (система строится из одной общей с формальной логикой структурной единицы - суждения А: ( s - p) ).
б) Явно задается субъект рассуждения (в 'Основаниях логики' у Бочарова и Маркина упоминается интерпретатор языковых выражений, но в структуре классической логики высказываний и логики предикатов интерпретатор-'субъект рассуждений' никак не участвует).
в) Помимо традиционных форм мысли (понятий, суждений, умозаключений) в строение диалектической логики входят вопросы , оценки, императивы.
г) Классическая форма связи мыслей в рассуждении - умозаключение. К сожалению, умозаключение (аристотелевский силлогизм) может связать лишь истинностные формы суждений (истинностные значения: 'истинно' и 'ложно' в двузначной логике). Умозаключение не способно связать с 'суждениями' вопросы, оценки, императивы ввиду отсутствия у последних упомянутого свойства истинности. Поэтому (и по другим соображениям) у меня вводится обобщенная логическая форма рассуждения - диалог. То есть диалог рассматривается не как литературный жанр и не как способ коммуникации, а как чистая логическая форма (например, в близком значении в литературе по логике фигурирует понятие "вопросно-ответные комплексы").
д) Диалектическая логика - это логика развивающегося суждения. Источник развития: противоречие суждений. Противоречие не случайное, а необходимое. Оно возникает, зреет, развивается, обостряется, разрешается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий