Поиск по этому блогу

воскресенье, 24 мая 2009 г.

Не надо трех слов (или диалектическая логика - куча синонимов)



Владимир Семёнов призывает: "Не следует бояться кучи синонимов, гораздо опаснее куча омонимов, которая позволяет исследователю себя же обвести вокруг пальца" (В.В. Семёнов. ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В СУБСТАНЦИАЛИЗМ). Поэтому (в порядке гипотезы) Владимир Семёнов в своих работах смело заменяет гегелевский термин 'спекулятивная логика' на синоним 'диалектическая логика'. Хотя, разумеется ещё не доказано и вряд ли кто докажет, что 'спекулятивная логика'' (собственный термин Гегеля) и 'диалектическая логика' (термин диамата) выражают собой синонимы.

Проведу контрольный эксперимент и заменю все его употребления 'диалектическая логика' обратно на 'спекулятивная логика'. В качестве экспериментального материала возьму статью Владимира Семёнова:

В.В. Семёнов. Логика Гегеля и Платона

(ниже, вставка курсивом в квадратных скобках 'спекулятивная логика' везде моя - M.G.)
1. "Гегель в своих работах подчёркивает, что опирается на материал всей истории философии, однако сравнение показывает, что основные принципы построения своей [спекулятивной логики] он фактически берёт платоновские".

2. "...Гегель, который смог понять интуитивные установки Платона, конкретизировать их и связать в целостную систему - теорию понятия, или [спекулятивную логику]".

3. "История [спекулятивной логики] начинается с истории становления концепции субстанциальности бытия".

4. "[спекулятивная логика] это дискурсированная интуитивная идея тождества противоположностей, в ней отражены закономерности мира, или субстанции, то есть абсолюта, всей реальности".

5. "Терминологическая схожесть категорий эмпиризма и [спекулятивной логики] постоянно вводила и до сих пор вводит исследователей в заблуждения".

6. "Гегель показал, что [спекулятивная логика] оперирует категориями рассудка и разума, а эмпиризм - дефинициями рассудка".

7. "Впервые априорное познание обосновал Платон, который апеллировал к интуиции – бессознательным идеям, то есть к субстанциальной душе (из чего следует, что предпосылкой [спекулятивной логики] является сам себя познающий разум, или конкретная видовая субстанция)".

8. "Одно дело непосредственное в эмпиризме, которое по сути условно и совершенно иное - в [спекулятивной логике], где оно исключает всякую связь с внешним (или внутренним) опытом, а является как «замкнутое в себе самом» [8, с. 194]".

9. "Формально в диалоге рассматривается диалектика единого и многого, но законы, вытекающие из идеи тождества противоположностей, то есть [спекулятивной логики], утверждают, что речь идёт о бытии и только о бытии (круг в понятии, тождество всех моментов бытия, как у Гегеля: «предикат есть субъект» и т.д.)".

10. "Можно исследовать любой из предикатов, например единое, как у Платона, всё равно исследуется бытие (субстанция), ибо в [спекулятивной логике] «предикат есть субъект», «согласно понятию, они тождественны » [8, c. 354]".

11. "Устами Парменида Платон напоминает о вневременном характере [спекулятивной логики]: единое, то есть бытие, не существует во времени ["Парменид", 140а - 141b]".

12. "Продолжая [спекулятивную логику], Платон переходит к очередному субъекту (обозначению бытия) - "единому целому" ["Парменид", 157c]..."

13. "Введение Платоном процедуры опосредства предикатов в субъекте резко отличило его диалектику от псевдодиалектики Гераклита и показало, что истинная [спекулятивная логика] относится исключительно только к субстанции".

14. "Понятие [спекулятивной логики], каковым мы имеем его в сознании, непохоже на типичный формально-логический продукт этого сознания".

15. "Вопрос о методе в [спекулятивной логике] принято считать ясным - сама логика в развёртывании её понятий от абстрактного к конкретному и есть метод (так называемое совпадение [спекулятивной логики], метода и онтологии), на это недвусмысленно указывает в своих сочинениях Гегель".

16. "Переход к [спекулятивной логике] родовой (развёртывание абстрактных, то есть невидоспецифических понятий [спекулятивной логики]), очевидно, да и несомненно, требовал процедуры абстрагирования и, естественно, она не могла иметь ничего общего с обобщающим абстрагированием в эмпиризме".

17. "В рефлексии родовой и видовой диалектики он (Гегель) на примере природных процессов гипертрофировал первый момент, из-за чего его метод нередко расценивают как диктат [спекулятивной логики] (родовой)".

18. "Видовая [спекулятивная логика] имеет только законы родовой, а не её категории, ибо самодвижение видовой субстанции обусловлено видовыми полярными силами".

19. "В [спекулятивной логике], представленной в "Пармениде", логике как отдельной науке, исчезает всякое упоминание о разделении на виды и роды, ибо тут все идеи тождественны".

20. "Интуитивность Платона, отсутствие дискурсии исходных установок затрудняют понимание видо-родовой проблематики, видимо поэтому современные исследования её оставляют в стороне вопрос о соотношении видовой [спекулятивной логики] и родовой..." .

21. "Реализуется цикл: переход от бессознательного (логики и природы) к сознанию (самосознанию духа) и вновь возвращение к бессознательному (интуитивной [спекулятивной логике])".

22. "Верная концепция (а таковой является [спекулятивная логика]) живёт своей собственной, имманентной для неё жизнью, даже тогда, когда её автор пытается навязать ей по каким-то соображениям нечто инородное".

23. "Тем не менее, [спекулятивная логика] (даже если её развёртывание рассматривать как развитие) никогда не связывает различные субстанции, а только этапы описания одной и той же субстанции".

24. "Родовая [спекулятивная логика] ну просто не может быть оторвана от видовых, а эти последние вопреки всем его усилиям не только "отворачиваются" друг от друга, а буквально не желают "знать" друг друга". Гегель с трудом пытается совместить плюрализм субстанций с их монизмом. Противоречие конечно же возникает, однако оно формально-логическое.

25. "Не удивительно, что монист Гегель не критикует плюрализм субстанций Лейбница - он кажущийся (а в упрёк ставится отсутствие [спекулятивной логики]).

26. "Однако у него (Гегеля) было достаточно времени, чтобы осознать опрометчивый шаг, оценить его следствия и исключить из [спекулятивной логики] всякое упоминание о материи. Увы, сделать это, не нарушив целостности, органичности логики, Великий диалектик не смог бы. Он был настолько гениален, что оказался бессильным перед своим детищем".

27. "Есть родовая [спекулятивная логика], есть [спекулятивная логика] положительных наук (видовая), всякое иное теоретизирование, хотя и можно назвать любовью к мудрости, но мудрость эта будет лишена разума, то есть будет чисто рассудочной".

28. "Диалектическая логика, как и логика формальная, - конкретная наука, и как конкретная наука, она отражает реальное".


В пункте 28 термин 'диалектическая логика' находится на своем месте.


Комментариев нет: