Поиск по этому блогу

пятница, 17 апреля 2009 г.

Диалог - логическая форма связывания понятий и высказываний в совместном рассуждении



(к экспликации структурных элементов диалектической логики)


— (словарь по логике): "Диалектическая логика название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и др.)".

Ивин А.А.: "Если бы кто-то определил понятие "логика", я попытался бы ответить, в каком смысле диалектическая логика является "логикой". Но ничего похожего на определение "логики" в современной логике нет, так что вопрос остается открытым".

actuspurus: "Слышать такие "объяснения" из уст логика особенно забавно. В самом деле, следуя выбранному стилю рассуждения автора, все, что угодно можно характеризовать термином "логика", на том только основании, что мы не можем дать определение "логике" ".

* * *

Спич про определение 'логики' у автора не так прост, как может показаться. Если перефразировать Мамардашвили и Пятигорского ("Символ и сознание"), то можно было бы сказать, что дело не в том, что нет определения понятия 'логика', а в том, что таких определений слишком много. И одно из них, генетическое (о социальных корнях логического), связывает почему-то у автора диалектическую логику с тоталитарным и средневековым обществом, а не демократическим античным обществом (где собственно диалектика как рассудочная диалектическая логика и зародилась), тогда как сам же автор обсуждаемой заметки указывает, что "Диалектической логике около двух с половиной тысяч лет (хотя свое имя она получила только в 1908 г.)", (с) А.А. Ивин.
Эксперт по философии античности А.Ф. Лосев в энциклопедической статье 'Диалектика' вполне определенно связывает диалектику не с 'тоталитарным монологом', а с 'демократическим диалогом'. А.Ф. Лосев пишет:
"Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под Диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий" (Диалектика // Философский энциклопедический словарь, 1983, С. 154).

Только у наследника платоновской и сократовской традиции Аристотеля, при всяком анализе логического содержания диалога, каждый раз выходило, если не КПСС, то уж монолог и формальная логика, точно.

В своей 'тоталитарной монологике' Гегель как основатель современной трактовки диалектики оказался не выразителем 'особенностей мышления коллективистического общества' и не продолжателем средневековых традиций (средневековые авторы сами следовали авторитету Аристотеля), а недостаточно последовательным критиком аристотелевской логики. В попытке оживить материал формальной логики, Гегель в структуре третьей книги 'Науки логики' сохранил без изменения основной костяк логического тоталитаризма: классическую схему "понятие - суждение - умозаключение".

Вопросы, оценки, императивы — эти логические формы диалектического развёртывания 'демократической мысли' Гегель в теоретическом плане не отрефлексировал. Отсюда и гегелевский монологизм диалектики, на который не уставал указывать Михаил Бахтин. От монологизма рукой подать до тоталитаризма, если следовать авторскому примеру установления социальных корней диалектической логики.

А всего-то требовалось (да и сейчас, по истечении 'двух с половиной тысяч лет', не поздно) специфицировать диалог в качестве логической (металогической) формы связывания понятий и высказываний совместного интер- и интрасубъектного рассуждения, не дожидаясь начала строительства "нового совершенного, справедливого и т.п. общества". Одно другому не мешает.


Комментариев нет: