Поиск по этому блогу

суббота, 12 июля 2008 г.

Проблемная ситуация



Представляет ли собой вопрос " 'Диалектическая логика не логика' - так ли это?" проблемную ситуацию?ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение)

[- 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с., относится к развивающему] Конец цитирования.
Из определения можно извлечь следующие признаки проблемной ситуации:1. Связано с деятельностью субъекта (группы субъектов).

2. Должно иметь место соотношение неких обстоятельств и условий.

3. Наличие противоречия.

4. Потребность в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

5. Отсутствие однозначного решения.

6. Продуктивность вариантов решения возникшей проблемной ситуации.

7. Задание проблемной ситуации в виде вопроса.

Подвожу свой вопрос 'Диалектическая логика не логика' - так ли это? под признаки данного определения. Все п.п.1-7 выполняются. Существуют обстоятельства (и имеющие давнюю традицию) отрицания принадлежности диалектической логики к категории "логика". Одна группа гносеологов поддерживает статус 'диалектической логики' как логики (Э.В. Ильенков, Т.И. Ойзерман, Науменко Л.К., С.Н. Мареев, А.Д. Майданский). Другие этот статус отрицают (В.А. Смирнов, А.И. Бродский, В.И. Свинцов, В.С. Швырев, Леонид Джахая).

Оппоненты справедливо указывают, в частности, на критические места и слабости старого образа диалектической логики. Само выражение 'диалектическая логика' содержит в себе противоречие. Вместе с тем, развитие неклассических логик, методологии, новой риторики и диалогики дает реальную перспективу разрешить вопрос о статусе диалектической логики положительно и институтизировать её предмет.

Во всяком случае, вопрос о диалектической логике в настоящее время продолжает оставаться неоднозначным (в смысле признания её статуса, и возможных вариантов разрешения проблемы).

Комментариев нет: