Поиск по этому блогу

понедельник, 12 июля 2010 г.

Формальная и диалектическая логика по Шопенгауэру


"Отсюда очевидно, что предметъ логики данъ цъликомъ a priori, безъ всякой примеси чего-либо историческаго или, что въ область этой науки входятъ общие законы мышления, которымъ подчиняется всякий умъ въ тотъ моментъ, когда онъ предоставленъ самому себъ, когда ничто ему не мъшаетъ, следовательно въ периодъ уединеннаго мышления разумнаго существа, котораго ничто не вводить въ заблуждение. Наоборотъ, диалектика разсматриваетъ одновременную деятельность двухъ разумныхъ существъ, которые думаютъ въ одно и то же время, откуда, - конечно, возникаетъ споръ, то есть духовная борьба" (Шопенгауэр А. Эристика или искусство побеждать в спорах. ПЕРЕВОДЪ СЪ НЕМЕЦКАГО Н. Л. д'Андре. С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Складъ въ книжномъ магазине Ф.И.МИТЮРНИКОВА,Казанская ул., № 11.1900.-С.4-71. ).

Шопенгауэр сопоставляет логику и диалектику. Однако, если исходить из предмета логики, который "дан целиком a priori", то такое сопоставление нельзя признать достаточно корректным. Автор расширяет область правомочий формальной логики, распространив её на всю общую логику. Хотя диалектическая логика, имеющая своим предметом рассуждение, тоже логика. С другой стороны, он сводит диалектику к логической проблематике. Такая 'диалектика' есть ни что иное как диалектическая логика.

(В переводе Кн. Д. Цертелева, "Дiалектика напротивъ того, разсматривала бы совмъстную дъятельность двухъ разумныхъ существъ, которыя думаютъ вмъстъ, а отсюда непремънно слъдуетъ споръ, т.-е. духовная борьба, если только они несогласны между собою, какъ вывъренные часы", Эристика или искусство спорить. А. Шопенгауэра. Переводъ с предисловием Кн. Д. Цертелева. Изданiе второе. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типография М.М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 л. , 7. 1890. - С.2).

Фактически, Шопенгауэр в этом фрагменте говорит о соотношении именно формальной и диалектической логики как двух разных науках (в античности и средневековье понятие 'логика' и 'диалектика' не различали, - пишет Шопенгауэр). Ценным здесь будет обращение внимания на совместное би-субъектное рассуждение как "совместную деятельность двух разумных существ, которые думают вместе". Два разумных существа могут думать как в согласии друг с другом, так и в противоречии друг с другом. И что значит 'думают вместе'? Ведь реально каждый думает индивидуально. Вместе с тем, оба входят в некоторую одну общую структуру сознания, в которой их рассуждения взаимодействуют в одной логической системе. Сохраняют ли при этом силу "общие законы мышления"? Чьи суждения в этом совместном рассуждении истинные, а противоположные - ложные? Или здесь вопреки "общим законам мышления" допускается существование одновременно двух противоречащих истинных суждений?


Комментариев нет: