В авторском предисловии к третьему изданию своего учебника "Введение в философию диалектического материализма" (08.09.1923) А.М. Деборин пишет:
В 1908 году Яков Берман* издает свою замечательную книгу "Диалектика в свете современной теории познания", которую молодой марксист Деборин подверг тщательному разбору в статье, опубликованной в журнале "Современный мир". В своей книге Яков Берман впервые вводит в научный оборот термин 'диалектическая логика' (на сегодняшний день других официальных данных о введении термина 'диалектическая логика', подтвержденных достоверными источниками и библиографическими ссылками нет). В отклике на книгу Бермана, составившем затем восьмую главу деборинского "Введения в философию диалектического материализма", Деборинин выкладывает много правильных марксистских тезисов, которые потом стали общим местом советских учебников по диамату, но о диалектической логике ни слова.
Деборин усматривает следующие огрехи Бермана: "отвлеченная реальность, которая является продуктом формальной логики, абстрактного мышления, по словам самого Бермана не существует объективно. Формальная логика рассматривается как эвристический принцип, которым мы руководствуемся в известных целях ... Стоя на почве формальной логики и признавая, что абстракции не имеют реального бытия, г. Берман (то же самое относится к махизму в целом) отвергает 'реальное начало', существование объективного мира вне нас". Другое дело, Гегель:
Проблема, затронутая Берманом, о соотношении формальной логики и диалектической логики в трудах Гегеля оставлена Дебориным** в 1908 без внимания.
_____________
*) Берман, Яков Александрович (1868-1933) - философ, юрист. В 1905-6 гг. меньшевик, с 1907 г. - большевик.
**) "Окончив в 1908 г. философский факультет Бернского университета, он (А.М. Деборин), после того как в 1903 году вступил в большевистскую партию, стал одним из ее активных участников в борьбе против махизма. Его «Введение в философию диалектического материализма» [2], изданное еще в начале века, выдержало к 1931 году шесть изданий - факт, свидетельствовавший, что в определенном смысле он оказался незаменимым в начале 1921 года, когда так остро встал вопрос о философских кадрах" [Иегошуа Яхот. Подавление философии в СССР (20-е - 30-е годы)] http://aleksandr-kommari.narod.ru/jahot_filosofija_USSR.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий