Поиск по этому блогу

пятница, 27 марта 2009 г.

Деборин и диалектическая логика


В авторском предисловии к третьему изданию своего учебника "Введение в философию диалектического материализма" (08.09.1923) А.М. Деборин пишет: "Кант кладет начало великому умственному движению, оно известно под названием классического идеализма. Но этот немецкий классический идеализм - совершенно своеобразное явление. Во-первых, он породил новую - диалектическую логику; во-вторых, тот же диалектический метод естественно должен был наложить свою печать на систему в смысле толкования и понимания идеи, как единства идеального и реального, понятия и бытия, субъекта и объекта" (Деборин А.М. Введение в философию диалектического материализма, С.4).Отсюда видно, что отсчет порождения диалектической логики в немецкой классической философии нужно начинать, как и саму НКФ, - с Канта. Жаль, что так несправедливо сложилась судьба А.М. Деборина (1881 -1963). Хотя его творческой революционной юности можно только позавидовать. К сожалению, именно тогда в полемике с Яковом Берманом, хотя и был совсем рядом, А.М. Деборин прошел мимо диалектической логики.

В 1908 году Яков Берман* издает свою замечательную книгу "Диалектика в свете современной теории познания", которую молодой марксист Деборин подверг тщательному разбору в статье, опубликованной в журнале "Современный мир". В своей книге Яков Берман впервые вводит в научный оборот термин 'диалектическая логика' (на сегодняшний день других официальных данных о введении термина 'диалектическая логика', подтвержденных достоверными источниками и библиографическими ссылками нет). В отклике на книгу Бермана, составившем затем восьмую главу деборинского "Введения в философию диалектического материализма", Деборинин выкладывает много правильных марксистских тезисов, которые потом стали общим местом советских учебников по диамату, но о диалектической логике ни слова.

Деборин усматривает следующие огрехи Бермана: "отвлеченная реальность, которая является продуктом формальной логики, абстрактного мышления, по словам самого Бермана не существует объективно. Формальная логика рассматривается как эвристический принцип, которым мы руководствуемся в известных целях ... Стоя на почве формальной логики и признавая, что абстракции не имеют реального бытия, г. Берман (то же самое относится к махизму в целом) отвергает 'реальное начало', существование объективного мира вне нас". Другое дело, Гегель: "Гегель согласно духу диалектического метода стремился к растворению абстрактных идей и форм в конкретно-жизненное содержание"... "Гегелевская философия есть отрицание абстактно-формальной философии. Диалектика Гегеля неизбежно ведет к отрицанию чистого мышления, к растворению абстрактного в конкретном, материальном ("Введение в ФДМ", С. 245).Разгромив взгляды Бермана на диалектику, Деборин заключает: "...необходимо пользоваться диалектическим методом, а не формально-логическим".

Проблема, затронутая Берманом, о соотношении формальной логики и диалектической логики в трудах Гегеля оставлена Дебориным** в 1908 без внимания.


_____________
*) Берман, Яков Александрович (1868-1933) - философ, юрист. В 1905-6 гг. меньшевик, с 1907 г. - большевик.

**) "Окончив в 1908 г. философский факультет Бернского университета, он (А.М. Деборин), после того как в 1903 году вступил в большевистскую партию, стал одним из ее активных участников в борьбе против махизма. Его «Введение в философию диалектического материализма» [2], изданное еще в начале века, выдержало к 1931 году шесть изданий - факт, свидетельствовавший, что в определенном смысле он оказался незаменимым в начале 1921 года, когда так остро встал вопрос о философских кадрах" [Иегошуа Яхот. Подавление философии в СССР (20-е - 30-е годы)] http://aleksandr-kommari.narod.ru/jahot_filosofija_USSR.html

Комментариев нет: