Поиск по этому блогу

среда, 29 октября 2008 г.

Субъект как объект собственной идентичности



Рассуждение о субъект-субъектном отношении по поводу объекта Q. Естественной бывает ситуация, когда для меня чужое лицо является не субъектом, а объектом. При том, что для себя я всегда субъект. Но вот случилось, что в моем присутствии обсуждают меня (хвалят или ругают, стыдят, оговаривают). Кем я здесь для себя являюсь? Субъектом или объектом? И в каком реальном или трансцендентальном пространстве располагается моя идентичность?

Схематически положение дел можно отобразить в виде следующей структуры:
  Si - Sj
   |    |
Объект Q
Здесь
Si - мои собеседники (хвалители-очернители);
Sj - я собственной персоной;
Объект Q - опять же моя персона.

Итак, где в этом случае располагается моя идентичность? в позиции Sj или в позиции 'объект Q'? Можно ли настаивать на тождестве
Sj = 'объект Q'?

Я склоняюсь к тому, что всё-таки в речевой ситуации 'оговаривания-льщения' моя идентичность сохраняется в позиции субъекта, а не объекта: "Не знаю, ту или нет я знаю, но я им сказала, что именно так меня зовут". То есть то лицо с моим именем отстранено от меня и я могу спокойно (без рефлексии) обсуждать вместе с моими собеседниками (обидчиками или льстецами) свойства, черты характера или поступки этого отстраненного 'во вне' от меня собственного лица.


Комментариев нет: