Поиск по этому блогу

четверг, 27 января 2011 г.

Разноликая диалектика


На вопрос "Кто как понимает диалектический способ мышления?" и "Что такое диалектика?" полезно рассмотреть следующие пары ключевых категорий:
- диалектика и метафизика;
- диалектика и формальная логика;
- диалектика и диалектическая логика;
- диалектическая логика и формальная логика;
- диалектическая логика и метафизическая логика.
Когда говорят о диалектике, то прежде всего имеют ввиду диалектику как философскую дисциплину, противоположную метафизике и диалектический метод мышления, противоположный метафизическому методу.
Учитывая, что философия и логика - это две самостоятельные дисциплины, а прилагательное "диалектическая" служит их характеристикой, то желательно не смешивать диалектическую логику с диалектической философией (гносеологией, онтологией), в той степени, в какой они самостоятельны. И когда читаю в БСЭ, что диалектическая логика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (такое же определение дается диалектике), то это принципиально неверно. Поскольку предмет логики - рассуждения. А не природа и не общество.

Отсюда следует, что необходимо также различать диалектику и диалектическую логику. Например, законы диалектической логики необоснованно отождествляют с известными законами диалектики. Между тем, что собой в действительности представляют законы диалектической логики, никто толком не скажет.

Часто сопоставляют диалектику с формальной логикой, но формальная логика не распространяется на природу и общество подобно диалектике, поэтому это принципиально не сопоставимые понятия. Формальную логику следует сопоставлять с диалектической логикой (обе о рассуждениях), а диалектику сопоставлять с метафизикой.

Диалектический способ мышления - это проблематизация казалось бы очевидных вещей. С проблемы начинается диалектическое движение мысли, с формулировки противоречия, движущего рассуждение о предмете.


суббота, 22 января 2011 г.

закон возникновения и снятия противоречия


Во всяком развивающемся явлении, вещи, процессе противоречие - внутренний источник развития системы - возникает, зреет и разрешается (снимается, гасится, устраняется). Известный закон диалектики ("единства и борьбы противоположностей") характеризует только одну из стадий - стадию функционирования созревшего противоречия.


суббота, 15 января 2011 г.

Смысл положения о произвольности системы аксиом


"Любая точная наука строится на аксиомах, не выводимых внутри самой науки, взятых готовыми и, в этом смысле, произвольных" (Елашкина А.В. Некоторые критерии интеллектуальных систем // Философия науки, № 1 (32) – Новосибирск, 2007. – С. 110).
Набор аксиом некоторой логической системы и сами эти аксиомы произвольны. Но произвольны они не потому, что мне так захотелось и система никак не связана с объективным положением вещей. Аксиома произвольна потому, что обосновывается извне, а внутри системы она не выводима.

Обоснование не обязательно должно быть внелогическим. Одна независимая логическая система может обосновываться другой внешней независимой системой. Вместе они составят логическую систему второго порядка (металогику). Такие две логики могут быть противоречащими системами, что не устраняет того факта, что взаимодействуя друг с другом, каждая из них опирается на свою противоположность, обосновывается противоположностью (верифицируемость и фальсифицируемость в одном флаконе).


четверг, 13 января 2011 г.

О чём говорит "закон единства и борьбы противоположностей"?


1. Прежде следует учесть, что данная формулировка есть не сам закон, а лишь название одного из трёх основных философских принципов познания сущего ('явлений', 'вещей', 'процессов' в природе, обществе и мышлении).

2. Использование слова "борьба" в названии закона не совсем удачное. У Энгельса в формулировке "Закон взаимного проникновения противоположностей" ни о какой 'борьбе' речи вовсе нет. Борьба - всего лишь фаза развития противоречия, поэтом закону как философскому принципу в таком виде не хватает общности. Более корректной будет формулировка названия философского принципа, гласящая: "Закон единства и взаимодействия противоположностей".

3. Какой-то общепринятой формулировки закона нет. Обычно дают разъяснительное описание, с той или иной степенью пространности. Но чаще всего формулировку закона сводят к его названию.

4. В чём смысл данного закона диалектики. Обычно указывают, что закон ориентирует познание на установление внутреннего источника развития вещи, явления, процесса. И это правильно.

5. Каждый из трех основных законов диалектики отвечает на определенный вопрос философско-исследовательской программы:

- В чем источник развития?
- Как осуществляется развитие?
- В каком направлении?

6. У авторов П.В. Алексеева и А.В. Панина (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) называется: "Закон диалектической противоречивости" (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005 - С.566). Закон диалектической противоречивости определяет "источник, импульс развития" и ему соответствует методологический вопрос: "почему совершается развитие?". Закон перехода количества в качество в трактовке Алексеева и Панина определяет механизм возникновения новых качеств и ему соответствует методологический вопрос: "как происходит развитие?". Закон диалектического синтеза (больше известный как закон отрицания отрицания) у Алексеева и Панина определяет характер и форму прогрессивно направленных изменений и ему соответствует методологический вопрос: "каков характер поступательного развития?".

Здесь уместно будет добавить, общность законов такова, что все три закона равным образом характеризуют не только восходящее прогрессивно направленное развитие, но и нисходящее развитие сущего (деградацию).